Литейный пр. 37-39 лит. А,
м. Чернышевская

Новости

22 Декабря 2017

Президиум Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК констатирует, что ситуация с сохранением культурного наследия в Санкт-Петербурге вызывает тревогу и озабоченность у горожан и профессионального сообщества. Не прекращаются утраты памятников и сносы исторических зданий в зонах охраны объектов культурного наследия. Изъяны федерального и регионального законодательства, правовой нигилизм и пренебрежение нормами закона не только со стороны частных застройщиков, но и органов государственной власти, при явно недостаточном контроле со стороны правоохранительных органов и в условиях избирательного правосудия, приводят к серьезному кризису в сфере охраны наследия. Органы государственной власти не проявляют должной заинтересованности в разрешении накапливающихся проблем. Федеральный центр не осуществляет эффективного надзора за ситуацией с наследием в регионе, хотя статус Объекта Всемирного наследия должен был бы гарантировать Санкт-Петербургу постоянное пристальное внимание со стороны Министерства культуры РФ. Позиция регионального органа охраны памятников не соответствует вызовам сегодняшнего дня, и всё чаще в вопросах борьбы за сохранение культурного наследия (в том числе в судах) Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) оказывается на стороне коммерческих структур, движимых приоритетом прибыли, а не на стороне профессиональной общественности, пытающейся отстаивать интересы сохранения памятников и исторической застройки нашего города. Ошибочность подобных действий подтверждают и последние судебные решения: о признании незаконными разрешений на строительство (выданных с учетом согласований КГИОП) по строительству в защитной зоне Пулковской обсерватории и у Чесменского дворца. Городскими властями фактически саботируется поручение Президента РФ от 31.03.2016 с требованием «обеспечить соблюдение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), требований практического руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации». В своих ответах на обращения граждан вице-губернатор И.Н. Албин, председатель КГИОП С.В.Макаров заявляют о невозможности исполнения данного поручения главы государства. Игнорируются требования об обязательном уведомлении Комитета всемирного наследия о любых масштабных проектах, способных повлиять на облик объекта Всемирного наследия, не исполняются рекомендации о необходимости разработки буферных зон Объекта. В городских законах «О Генеральном плане…», «Правилах землепользования и застройки…», «О границах зон охраны…» не отображены сведения о статусе петербургского объекта Всемирного наследия (ОВН № 540), границ его компонентов, следствием чего являются разработка и утверждение проектов застройки без их учета. В результате в настоящее время реализуется, уже получил или проходит согласования ряд проектов, ставящих под угрозу выдающуюся универсальную ценность ОВН № 540, в том числе «Лахта-центр», строительство в защитной зоне Пулковской обсерватории, ансамбля «Александрино», Чесменского дворца и др. Крайне слабым является региональный закон «Об объектах культурного наследия». Правительство и Законодательное собрание городане предпринимают надлежащих шагов, чтобы усилить нормы этого закона в интересах защиты наследия. Явно недостаточными остаются меры ответственности за разрушение памятников, сносы исторических зданий, морально устарели и не отвечают вызовам времени многие другие положения регионального законодательства. Несмотря на неоднократные обращения общественности, в Петербурге так и не определён орган, ответственный за контроль над работами по сносу (демонтажу). При существующей несколько лет норме городского закона так и не налажена выдача разрешений на демонтаж в зонах охраны объектов культурного наследия. Деятельность существующей рабочей группы КГИОП непрозрачна и вызывает серьезные претензии градозащитного сообщества. Многие объекты культурного наследия и исторические здания остаются не законсервированными, заброшенными, не проводятся даже первоочередные противоаварийные работы. Особенно страдают памятники деревянного зодчества. В последние полтора года участились случаи отрицательных заключений экспертиз на включение в Реестр памятников. В результате, при игнорировании мнения общественности и Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (объединяющей свыше 90% всех имеющихся в городе экспертов, аттестованных Министерством культуры РФ), необоснованно снимаются с охраны выявленные объекты культурного наследия – зачастую ради реализации конкретных строительных проектов. Фактически заморожена полноценная работа по выявлению новых объектов культурного наследия, а заявления граждан и профессиональных общественных организаций о выявлении в подавляющем большинстве случаев натыкаются на отказ КГИОП при полной непрозрачности установленной Комитетом процедуры принятия решений. В целом гласность и открытость остаются самым уязвимым звеном в системе охраны культурного наследия в Петербурге. Проведенной в последние годы КГИОП в этом направлении работы явно недостаточно. Не размещаются на официальном сайте разрешения, выдаваемые на работы на объектах культурного наследия, тогда как информация об остальных разрешениях на строительство и реконструкцию (объектов – не памятников) доступна и публична. Не публикуются задания и заключения КГИОП, а также историко-культурные исследования, обосновывающие изменение предмета охраны или границ объектов культурного наследия. Рубежным в общественном сознании стало уничтожение ценного исторического здания на Ремесленной ул., дом 3, ответственность за которое несёт городская власть в целом, в том числе и выдавшие строителям разрешительную документацию руководители КРТИ (С.В.Харлашкин) и КГИОП (С.В.Макаров). КГИОП до сих пор не оспорен и не признан очевидный факт постройки здания до 1917 г., даже после установления этого факта судом. В настоящий момент администрация города готовит снос квартала из пяти исторических зданий на Тележной ул., д. 21-29. При определённых усилиях можно сохранить как минимум подлинные фасадные части этих зданий, но опять избирается самый быстрый и дешёвый способ решения проблем, что последнее время грозит уже стать визитной карточкой градостроительной политики. Для сохранения исторического центра Петербурга это чревато новыми невосполнимыми утратами. В связи с вышеизложенным, Президиум Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК настаивает на решении следующих первоочередных задач с целью исправления сложившейся ситуации: 1) Необходимо обеспечить неукоснительное исполнение действующего законодательства и поручений президента РФ в сфере сохранения культурного наследия, в том числе в области сохранения Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия – соблюдение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), требований практического руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включённых в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации. 2) Начать незамедлительную работу по изменению и дополнению законодательства Санкт-Петербурга в сфере охраны наследия. Переработать и существенно дополнить Закон Санкт-Петербурга «Об объектах культурного наследия». 3) Определить государственный орган, ответственный за контроль над работами по сносу (демонтажу) и наладить механизм выдачи разрешений на демонтаж в зонах охраны объектов культурного наследия с установлением жёстких мер пресечения любых попыток работ без соответствующих разрешений. 4) Обеспечить срочную консервацию и проведение первоочередных противоаварийных работ на пустующих объектах культурного наследия и исторических зданиях, не допуская дальнейшего ухудшения их состояния, с разработкой затем проектов их ремонта и реставрации. 5) Полностью переформатировать работу по выявлению новых ОКН, обеспечив максимальную гласность, прозрачность и компетентность этой процедуры с опорой на профессиональные экспертные и общественные организации. Разработать и согласовать эффективный механизм взаимодействия рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия и профессионального экспертного сообщества, в том числе Ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, при рассмотрении вопросов о включении в Реестр уже выявленных объектов. Спорные вопросы выносить на рассмотрение Совета. 6) Обеспечить размещение на официальном сайте КГИОП систематизированной информации о всех разрешениях, выдаваемых на работы на объектах культурного наследия, а также публикацию заданий и заключений КГИОП и историко-культурных исследований, обосновывающих изменение предмета охраны или границ объектов культурного наследия. 7) Обеспечить восстановление внешнего облика исторического здания на ул. Ремесленной, д. 3 в соответствии с требованиями действующего законодательства; провести тщательное расследование всех обстоятельств, приведших к незаконному сносу здания, и по его итогам привлечь к ответственности вплоть до отправки в отставку всех должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства. 8) Приостановить процедуры подготовки сноса исторических зданий на Тележной ул., д. 21-29, предусмотрев возможность максимального сохранения подлинных исторических конструкций, в том числе фасадов. 9) Провести инвентаризацию и обобщить полученные сведения с созданием реестра исторических зданий, находящихся в зонах охраны Санкт-Петербурга. 10) Разработать и начать реализацию действенной концепции по сохранению памятников деревянного зодчества. 11) Признать, что председатель КГИОП в своей деятельности не руководствуется установленным законом приоритетом сохранения культурного наследия и не соответствует занимаемой должности. Президиум Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК готов к продолжению конструктивной и эффективной работы с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в интересах сохранения культурного наследия и содействия в скорейшем решении перечисленных выше задач. Протокол Заседания Президиума Совета Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК от 12 декабря 2017 г.

Другие новости